Экспертиза "нр": можно ли остановить автооккупацию?

PDF Печать

Наш дом - гараж, а двор - парковка.

Новороссийск давно и прочно занимает одно из лидирующих мест в россии по количеству зарегистрированного автотранспорта на единицу населения. Даже регулярное повышение цены на бензин и неприспособленность городских дорог к большому количеству транспорта не помешали частному автопарку увеличиться до 70 тысяч единиц.

Неудивительно, что не хватает гаражей и мест для парковки автотранспорта, мала пропускная способность улично-дорожной сети.

Все это коснулось не только автомобилистов и сотрудников гибдд, но и отразилось на горожанах, не имеющих своих машин - гаражи разрослись во дворах многоэтажных домов в неописуемом количестве (зачастую без чьих-либо на то разрешений), стихийные автопарковки под окнами заняли не только ниши у подъездов и все дороги к дому, но и детские площадки.

Дом №4 по улице коммунистической, жильцы которого вот уже два года безрезультатно борются со стоящими в их дворе автомобилями, - лишь один пример из многих подобных. Причем опыт этой борьбы убедительно показал: найти управу на зарвавшихся водителей, денно и нощно коптящих атмосферу во дворах, непросто.

- Мы все устали от машин, которые приезжают на рынок и рычат здесь с утра до вечера. Ребенка на улицу одного выпустить страшно. Я уже сама, наверное, как-нибудь выйду и кому-нибудь колеса попротыкаю, чтоб неповадно было, - разоткровенничалась одна из жительниц несчастного дома. - Да, наверное, толку от этого мало. Не только мы возле рынка, но и половина других кварталов города в подобном положении. А у некоторых домов вообще официальные платные стоянки открыты. Там шум и гарь никогда не переводятся...

В момент моего общения с молодой женщиной машин во дворе я не заметил. Но все здесь напоминало об их постоянных посягательствах на покой и свежий воздух местных жителей. На въезде во двор со стороны улицы советов безжизненно лежал трос, одним концом оборванный с намертво вделанной железной стойки. В другом конце двора, со стороны дороги, ведущей к рынку, валялся перекрученный и исковерканный железный шлагбаум, видно, сильно мешал въезжающим во двор автомобилистам - столько злобы они вложили в расправу над железным препятствием. Метрах в трех от шлагбаума валялся вырванный вместе с асфальтом запрещающий дорожный знак, по всей видимости, самодельный. Так жильцы дома пытались самостоятельно защититься от непрошеных гостей. У соседнего углового дома, стоящего на пересечении советов - бирюзова, двор также кто-то заботливо обтянул тросом, пока еще не сорванным, хотя площадка для автомобилей за ним выглядит еще более заманчивой, чем маленький дворик рядом. То ли трос слишком прочно закреплен, то ли водителям хватает пока места в одном дворе

- У нас проблемы вовсе не потому, что мы рядом с рынком живем, а потому, что рядом с нами проходит дорога, за парковку на которой собираются деньги, - признался еще один из жильцов дома, представившийся захаром захаровичем. - Вот, чтобы 10 рублей не платить, они к нам во двор и лезут.

- Причем не только днем, когда идет торговля на рынке, но и ночью, - поддержала своего соседа по дому пенсионерка вера ивановна. - Вчера, например, всю ночь дверцами бух-бух. Спать невозможно. Дядечка один из первого подъезда доброе дело сделал. Установил вон тот шлагбаум, покрасил его. Замок повесил. Так это заграждение разломали грузовиком!

- здесь и грузовые машины катаются? - спросил я с сомнением. - Где они в вашем маленьком дворике помещаются?

- а то... Сами видите, как здесь весь асфальт разбит. Напротив вон тех мусорных контейнеров около шлагбаума в земле канализационная труба лежит. Так машины над этой трубой уже яму выбили. Скоро и трубу поломают.

Самое обидное, что жильцы домов, чьи дворы облюбовали автовладельцы, даже не знают, куда обращаться за помощью. Казалось бы, что тут сложного? установи с помощью гибдд запрещающий дорожный знак на въезде во двор и живи себе спокойно, слушая тишину и вдыхая относительно свежий воздух. Ан нет! инспекторы гибдд уверены, что только их силами проблему не разрешить, о чем и пишут официальные ответы на обращения жителей и запросы депутатов. Так было в начале февраля и с попыткой депутата городской думы владимира бурлакова помочь жителям злополучного дома ь 4 по улице коммунистической. Ответ начальника новороссийского отдела гибдд александра пигарева оказался лаконичным: "установка запрещающего дорожного знака не снимет проблему заезда транспорта во двор домов, и мы физически не в состоянии проконтролировать выполнение водителями требований знака, так как аналогичная ситуация складывается во всех дворах домов, прилегающих к городским рынкам". Справляться с подобными ситуациями гибдд советует по примеру дома ь 7 по улице советов.

Я отправился к этому дому, чтобы своими глазами посмотреть, на что необходимо равняться остальным горожанам. Оказывается, по мнению инспекторов по безопасности дорожного движения, каждый дом в городе должен со всех сторон обрасти пристройками, а на единственном оставшемся въезде во двор должны быть установлены мощные железные ворота, чтобы чужие не проникали. Уютный чистый дворик и одна единственная машина в нем, несмотря на непосредственную близость к центральному рынку, действительно заслуживали того, чтобы пример был широко использован. Но на какие деньги и чьими руками? в гибдд считают, что это головная боль домоуправлений, которые призваны заниматься организацией движения транспорта на дворовых территориях.

- А как же знаменитый дорожный знак, устанавливаемый в жилых массивах и имеющий множество положительных моментов для жильцов? ведь он запрещает движение автомобиля в зоне действия знака со скоростью свыше 20 километров в час, запрещает коптить атмосферу, ездить без глушителя, рыча на всю округу. Понятно, что установка этих знаков не решит всех проблем, но это хотя бы немного сгладит обострившуюся ситуацию в микрорайонах. Или это тоже прерогатива жилищно-коммунального хозяйства? - спросил я у заместителя начальника новороссийского отдела гибдд сергея котенко.

- Ни один знак нельзя просто взять и установить только потому, что так захотелось, - ответил сергей федорович. - Для этого необходимо выполнить множество требований. Например, чтобы в каком-нибудь микрорайоне установить знак, про который вы спрашиваете, необходимо прежде обустроить специальные площадки для отстоя транспорта, пешеходные дорожки, переходы. Проезд через жилой массив не должен быть сквозным, имеющим много путей для заезда и выезда. У нас ни один район города под эти требования не подходит. Все спроектированы крайне неудачно для подобных целей.

Когда я попытался в городском транспортном управлении выяснить, есть ли у них иная, отличающаяся от мнения гибдд, идея навести порядок с парковками автомобилей во дворах домов, главный специалист управления владимир паниотов заверил меня, что инспекторы правы и делать дворы недоступными обязаны домоуправления.

- Ситуация действительно сложилась очень серьезная, - согласился с причиной моего визита владимир ильич. - Один только дом, известный в народе как "китайская стена", чего стоит. Там имеется всего один заезд, и он каждый день заставлен машинами торговцев с ближайшего рынка. А в доме живет полторы тысячи человек. И не дай бог, что-нибудь случится! ни "скорая помощь", ни пожарная машина к этому дому быстро не проедут.

- Так, может быть, пора наводить порядок и спустить для этого соответствующие распоряжения в управление жкх?

- для этого есть сами жильцы, оплачивающие услуги домоуправлений и имеющие полное право обращаться с заявками по поводу организации порядка на дворовых территориях.

Я специально потратил целый рабочий день, чтобы поездить по городу и посмотреть на реальную ситуацию. Нет смысла приводить номера домов, чьи дворы буквально атакованы автомобилями. Размах безобразий можно смело измерять целыми улицами и кварталами. Район возле южного рынка сплошь кишит автомобилями. Во дворах близстоящих домов машин не меньше, чем на специализированных парковках со стороны проспекта дзержинского. Малоземельская улица, улица героев-десантников, третий микрорайон... Весь город - одна сплошная парковка. Был я и на "китайке". Считал расстояние, которое припарковавшиеся автомобили оставили для проезда во двор дома. Получилось три шага. Заезжай как знаешь. И никому до этого нет дела. Потому что изо всех полученных мною ответов выходит, что проблемы жильцов никому, кроме самих жильцов, не нужны. К сожалению, мне не удалось встретиться с начальником муниципального предприятия "горжилуправление" евгенией джавадовой, чтобы спросить у нее, как часто жильцы приходят в домоуправления с подобными просьбами и как эти просьбы удовлетворяются. Впрочем, можно догадаться, каким был бы ответ, ведь у городского жилищно-коммунального хозяйства катастрофически не хватает средств даже на ремонт крыш и подъездов. И что в такой ситуации можно сказать о перепланировании отдельных дворовых территорий, не говоря уже о целых микрорайонах? вот и получается, что у жителей тех домов, во дворы которых есть въезд для автомобилей, никакого выхода, кроме применения грубой силы, нет. И можно смело прогнозировать, что подобное противостояние автомобилистов и жителей станет неуправляемым, вплоть до криминальных эксцессов, связанных с массовыми нападениями на автомобили или, того хуже и не дай бог, со смертью ребенка, сбитого в собственном дворе. И хочется узнать, кто в этом случае и на кого будет показывать пальцем, ссылаясь на нормативную документацию?

Борис Крылов.

Источник: ООО Гинсберг