Пора строить современные паркинги

PDF Печать
Фото
Бондарь Виктор Петрович

Уровень благоустройства и состояние дорожно-мостового хозяйства Краснодара оставляют желать лучшего - до 2004 года развитие улично-дорожной сети осуществлялось хаотически, без утвержденного генплана. И сегодня из-за увеличения транзитного транспорта ситуация близка к критической. О первоочередных задачах по снижению напряженности на дорогах Краснодара рассказывает заместитель главы города Виктор Петрович БОНДАРЬ.

"ГиП": Виктор Петрович, как вам московские пробки? Есть ли в Краснодаре подобные проблемы?

- Мои впечатления о столице всегда положительны. Огромное количество личных автомашин на дорогах и улицах Москвы свидетельствует о благосостоянии людей. Но, разумеется, Москва, как крупный мегаполис, захлебывается от изобилия машин. Думаю, что правительство Москвы делает все необходимое, чтобы улучшить транспортную ситуацию в городе. Сегодня мы ехали по Ленинградскому проспекту и видели, какое масштабное ведется строительство. В Краснодаре ситуация такая же: количество машин в последние годы увеличилось в несколько раз, но современных парковок практически нет. И я очень рад нашим контактам с руководством группы компаний "Рустэк", которая много и вдумчиво занимается вопросами парковочного хозяйства. Парковки у нас только наземные, примитивные, расположенные на территории жилых массивов. Цельнометаллических гаражей насчитывается всего 35тыс., в то время как по статистике в Краснодаре зафиксировано 235тыс. автомобилей. И это при населении в 780 тыс. человек! Прибавьте к этому еще не менее 20 тыс. машин, которые каждое утро въезжают в город из близлежащих районов. И, естественно, Краснодар стал захлебываться. В последние два с половиной года, после того как столицу Кубани возглавил Владимир Евланов, мы начали решать транспортные проблемы за счет расширения улиц, постройки кольцевых развязок, чтобы как-то улучшить схему движения транспорта. Но этого недостаточно, настала пора строить современные паркинги. Двух новых парковок, которые возвели недавно, явно не хватает.

"ГиП": Есть ли в Краснодаре специальные программы по строительству гаражей и паркингов?

- Преобразования в любом городе надо начинать с изменения менталитета жителей. Раньше все было просто: установил гараж - и решил для себя проблему. Такие гаражи стоят по 20-30 лет. Но как быть новому поколению? Сегодня можно слышать мнение, что новые паркинги станут очень популярны. По-моему, это слишком оптимистичный взгляд на ситуацию. Парковочные места стоят в несколько раз дороже, чем обычный гараж. Да и российский менталитет надо учитывать - в гараже кроме машины автовладельцы привыкли хранить еще какие-то вещи. Не случайно в некоторых современных паркингах имеются навесные шкафы, где, например, можно хранить летом зимнюю резину. Отдельной целевой программы по строительству паркингов в городе нет, но для улучшения транспортной ситуации мы решили создать специальное учреждение - МУП, которое будет заниматься разработкой стратегии строительства современных парковок в Краснодаре совместно с московской группой компаний "Рустэк". У нас большие планы, и реализовывать их мы будем поэтапно: начнем с реконструкции исторической части города, а это ни много ни мало - 380 кварталов.

"ГиП": Чем конкретно будет заниматься "гаражное" муниципальное учреждение?

- Только строительством и эксплуатацией паркингов и гаражей. План развития дорожных сетей уже проработан. К слову сказать, на юге России только в Краснодаре утвержден генплан города. Ни в Ростове, ни в Ставрополе такого документа нет. У нас же есть план детальной планировки, имеются инженерные решения по автодорогам, теплосетям, это же все взаимосвязано. Поэтому в введении МУПа будут только паркинги. Современные паркинги - это совершенно новый для России подход к хранению автомобилей. Людей надо к этому подготовить. Возможно, щепетильный вопрос будет решаться через домовые и квартальные комитеты, ТСЖ, для которых земля в собственность выделяется бесплатно. Определенное количество парковочных мест мы отдаем инвалидам, участникам войны и другим льготным категориям граждан по фиксированной цене. Однако при размещении гаражных объектов должны учитываться интересы не только жителей, но и инвесторов. Вот такая непростая ситуация. Мы провели исследование, чтобы понять, где с наименьшими затратами можно построить паркинги. Планируется провести большую аэрофотосъемку, чтобы определить основные и второстепенные потоки. Краснодар является крупным транспортным узлом юга России. Его территорию пересекают четыре направления железных дорог, две автодороги федерального значения, есть аэропорт и речной грузовой порт. Из аэропорта города выполняются полеты в 32 города России, в пять столиц стран СНГ, в шесть - дальнего зарубежья. И в этой ситуации важно изучить и второстепенные подъездные пути, так как они тоже формируют транспортные потоки.

"ГиП": Почему принято решение сотрудничать именно с ГК "Рустэк"?

- У компании есть проектный институт, отличные кадры. Немаловажно и то, что группа компаний работает непосредственно с правительством Москвы.

"ГиП": Планируется ли строительство в городе перехватывающих парковок?

- Да, прежде всего для большегрузных терминалов. Перехватывающие парковки для личного автотранспорта - не панацея, потому что у нас нет такой развитой транспортно-пассажирской схемы, как в Москве, нет метро, и электрички ходят довольно редко. И если решать проблему с перехватом, то нужно думать, как организовать пассажирские потоки в городе и области. Но в будущем мы все равно к этому придем - ведь город растет, застраивается. В текущем году мы, например, сдаем 1,2 тыс. кв. м жилья. После Москвы и Санкт-Петербурга Краснодар занимает третье место в России по объемам строительства. Важное направление краевой целевой программы реконструкции центра города - проектирование, строительство, реконструкция и ремонт объектов дорожного хозяйства. Это строительство нескольких транспортных развязок, дорог, инженерных сетей и элементов благоустройства. Но помимо центральной части в Краснодаре есть еще четыре округа. Мы будем пересматривать нынешнюю схему размещения одноэтажных гаражей, прежде всего будем размещать их на свободных территориях, где не требуется что-либо сносить. Городские резервы позволяют это сделать. Часть гаражей можно перенести, чтобы создать большее количество машиномест. Современные технологии позволяют построить на участке, где размещалось около 300 гаражей, огромный паркинг на тысячу машиномест. И мы это будем практиковать. Что касается центра - то конкретно сказать, сколько парковок там будет размещено и в каких местах, еще трудно. Это станет ясно, когда мы в декабре получим проект планировки, а инвесторы подпишут соглашения по каждому участку.

"ГиП": А будет ли спрос на машиноместа в паркингах? Достаточно ли в Краснодаре автовладельцев, которые могут себе это позволить?

- За последние два года в Краснодаре было открыто 28 автосалонов, где продается большое количество иномарок. Сегодня почти 50% из всех 235тыс. автомобилей - импортного производства. И спрос на них пока не удовлетворен. Если краснодарцы покупают такие недешевые авто, то и интерес к цивилизованным местам хранения своих "железных коней" они обязательно проявят. А активное гаражное строительство в последний раз велось десять лет назад, на базе гаражно-строительных кооперативов. С тех пор не строилось ничего нового. В частности, фактически не осваивалось и подземное пространство под жилыми домами.

"ГиП": А теперь будет?

- Мы не можем предусмотреть отдельно расположенный паркинг для каждого проекта в центре города. Надо активнее внедрять подземные паркинги. Но и здесь есть проблема - под Краснодаром тянется система Карасунских озер. Но десятиметровую глубину использовать можно.

"ГиП": Как планы подземного строительства согласуются с программой комплексной реконструкции центральной части города?

- Эту программу курирует первый заместитель губернатора Краснодарского края Александр Ремезков. План детальной планировки центра фактически завершен и будет утвержден в декабре этого года. Уверен, что реконструкция центра города будет выполнена по высшему разряду. Крупнейшие инвестиционные компании, которые в ней участвуют, предложили помощь своих проектировщиков. Компания "Европа-Инвест" - ФГУП "Российский научно-исследовательский и проектный институт урбанистики" (Санкт-Петербург), компания "РеноваДевелопмент" - французское архитектурное бюро Valode et Pistre Architectes. Оба потенциальных проектировщика имеют многолетний опыт работы в градостроительной деятельности, но все же после долгого обсуждения предпочтение было отдано французам. В процессе выработки концепции проектной планировки выяснилось, что Valode et Pistre Architectes в связи с ограниченным доступом к исходным материалам, необходимым для разработки проекта планировки, не может продолжать работу. Было принято решение о передаче функции генерального проектировщика отечественной компании - Институту урбанистики. Впрочем, французская компания привлечена к разработке концептуальной части проекта.

"ГиП": Сильно изменится облик центра города после реконструкции?

- В сентябре нашему городу исполнилось 214 лет. Историческая часть Краснодара - центральная, где насчитывается более 150 памятников архитектуры. У некоторых исторических зданий решили оставить только фасадную часть, которая представляет ценность. Но улица Красная так и останется двух- и трехэтажной. На первых этажах, как и прежде, будут размещаться магазины, офисы. После реконструкции город станет краше, лучше, чище.