Logo

Постановление от18 ноября 2008 N 1049-ПП "О Городской программе подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы на период 2009-2011 гг."

Печать

Постановление



18 ноября 2008          N 1049-ПП

 



О Городской программе подготовки к комплексному градостроительному
освоению подземного пространства города Москвы на период 2009-2011 гг.

       В  целях  создания  благоприятной  среды  для  жизнедеятельности   и
обеспечения  устойчивого  развития  города  Москвы  за  счет эффективного
использования градостроительного потенциала  подземного пространства и  в
соответствии с постановлением  Правительства Москвы от  29 мая 2007  г. N
412-ПП     Концепции  освоения   подземного  пространства   и  основных
направлениях развития подземной урбанизации города Москвы"  Правительство
Москвы постановляет:
     1.  Утвердить   Городскую  программу   подготовки  к    комплексному
градостроительному  освоению  подземного  пространства  города  Москвы на
период 2009-2011 гг. (далее - Программа) согласно приложению к настоящему
постановлению.
     2. Считать основными задачами Программы:
     2.1.   Создание   системы   государственного   управления  развитием
территорий в  части комплексного  градостроительного освоения  подземного
пространства,   обеспечивающей   эффективное   использование   потенциала
подземного  пространства  города   Москвы  с  формированием   современной
планировочной структуры города.
     2.2. Развитие  основных направлений  комплексного градостроительного
освоения  подземного   пространства  города   Москвы  с   учетом   задачи
обеспечения безбарьерной среды  жизнедеятельности для инвалидов  и других
маломобильных групп населения.
     2.3. Создание системы стимулирования комплексного градостроительного
освоения подземного пространства и совершенствование системы подготовки и
проведения  торгов  при  реализации   инвестиционных  проектов  в   сфере
подземного градостроительства на территории города Москвы.
     2.4.   Создание   системы   эффективного   обеспечения  комплексного
градостроительного освоения подземного пространства города Москвы.
     2.5. Создание системы научного и кадрового потенциала,  формирование
инновационной  образовательной  среды   в  области  освоения   подземного
пространства.
     3.  Возложить   на  Департамент   дорожно-мостового  и   инженерного
строительства  города   Москвы  функции   государственного  заказчика   и
координатора работы по обеспечению выполнения мероприятий Программы.
     4.  Установить,  что  показатели  финансового  обеспечения Программы
составляются и утверждаются сроком  на три года, уточняются  ежегодно при
формировании адресной инвестиционной программы города Москвы на очередной
финансовый год.
     5. Департаменту экономической политики и развития города Москвы:
     5.1.  В  установленном   порядке  по  предложению   государственного
заказчика   Программы   Департамента   дорожно-мостового   и  инженерного
строительства  города  Москвы  предусматривать  в адресной инвестиционной
программе  города  Москвы  на  2009-2011  гг.  расходы в пределах лимитов
капитальных  вложений,   установленных  государственному   заказчику   на
соответствующие  финансовые  годы,  для  выполнения мероприятий Программы
(таблица 2 раздела 5 приложения).
     5.2. При разработке  стратегии развития города  Москвы на период  до
2025  года  предусмотреть  необходимость  комплексного градостроительного
освоения  подземного   пространства  Москвы   как  одного   из  важнейших
направлений социально-экономического и территориального развития города.
     6. Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства города
Москвы:
     6.1.  Обеспечить  координацию  деятельности  органов  исполнительной
власти города Москвы по реализации Программы.
     6.2. Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы  ежегодно
представлять  в  Департамент  экономической  политики  и  развития города
Москвы:
     6.2.1. В марте  отчет о ходе  выполнения программных мероприятий  за
отчетный год и в ноябре - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом
выполнении за год.
     6.2.2.  Предложения  по  уточнению  заданий  адресной инвестиционной
программы  города  Москвы  в  части  объемов  финансирования  мероприятий
Программы.
     6.3.  Совместно  с  Москомархитектурой  подготовить и представить на
рассмотрение  Координационного  совета  по  вопросам  освоения подземного
пространства города Москвы:
     -  в  феврале  2009  г.   уточненный  план  работ  по   формированию
нормативной правовой и  нормативно-технической базы градостроительного  и
технического  проектирования  для  строительства  подземных  сооружений в
городе Москве  с учетом  нормативного правового  регулирования в  области
промышленной    безопасности    с    последующей    подготовкой   проекта
распорядительного документа Правительства Москвы;
     -  при  участии  Москомэкспертизы,  Мосгоcстройнадзора,  Объединения
административно-технических инспекций города Москвы, а также Федерального
государственного   учреждения    Главного   управления    государственной
экспертизы  и  Московского  межрегионального  территориального управления
технологического  и   экологического  надзора   Федеральной  службы    по
экологическому,  технологическому  и  атомному  надзору  предложения   по
усилению  контроля  и  надзора   за  проектированием,  строительством   и
эксплуатацией  подземных  сооружений,   в  частности,  по   рациональному
использованию   подземного   пространства,   по   составлению   и   сдаче
исполнительной  документации  по  каждому   объекту  в  Фонд   материалов
комплексных инженерных изысканий  для строительства на  территории города
Москвы (далее - Геофонд города Москвы).
     6.4.   Совместно   с   Департаментом   имущества   города    Москвы,
Департаментом   земельных   ресурсов    города   Москвы,    Департаментом
экономической   политики   и   развития   города   Москвы,  Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаментом
городского строительства города Москвы и Москомархитектурой в I  квартале
2009 г. подготовить и представить на рассмотрение Координационного совета
по вопросам освоения подземного пространства города Москвы предложения по
внесению дополнений и изменений  в нормативные правовые акты,  касающиеся
вопросов     земельно-имущественных     отношений,      недропользования,
налогообложения   и   взимания    других   обязательных   платежей    при
градостроительном освоении подземного  пространства с учетом  результатов
его геолого-экономической оценки.
     6.5.  Совместно  с  отраслевыми  и  функциональными  департаментами,
комитетами,  префектурами  административных   округов  города  Москвы   в
соответствии    с    действующим    законодательством,     постановлением
Правительства Москвы от  20 мая 2008  г. N 417-ПП  "О дальнейшем развитии
системы  подготовки  и  проведения  торгов  при реализации инвестиционных
проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы":
     6.5.1. Включить в установленном  порядке объекты (приложения 1,  2 к
Программе)   в   Поадресный   перечень   объектов   для   предварительной
предпроектной  проработки  с  целью  принятия  согласованного  решения  о
возможности    размещения    градостроительных    объектов    (далее    -
Предварительный поадресный перечень) для последующего оформления  графика
разработки предпроектной документации.
     6.5.2.  После  предварительной   предпроектной  проработки   базовых
перечней (приложения 1, 2 к  Программе) с разбивкой по видам  размещаемых
объектов    надземной,  без  надземной  части),  с  учетом  результатов
детализации схемы районирования территорий города по условиям  реализации
инвестиционных проектов освоения подземного пространства в зависимости от
различных природных и техногенных факторов включить отобранные объекты  в
Единый  поадресный  перечень  градостроительных  объектов  на  территории
города   Москвы   с   разработанной   градостроительной    документацией,
планируемых  к  размещению  с  использованием  процедуры  торгов (далее -
Единый перечень).
     6.5.3. После разработки обосновывающих градостроительных  материалов
в  порядке,  установленном  Правительством  Москвы,  принимать решения по
источникам, размерам и формам финансирования.
     6.6.  Совместно   с  Департаментом   природопользования  и    охраны
окружающей   среды    города   Москвы    обеспечить   учет    результатов
государственного    мониторинга     геоэкологических    процессов     при
предварительной   предпроектной   проработке,   а   также   осуществление
указанного  мониторинга  на  всех  этапах  строительства  и  эксплуатации
подземных сооружений.
     6.7. Совместно  с Москомархитектурой,  префектурами административных
округов города Москвы при участии Департамента земельных ресурсов  города
Москвы в  целях формирования  и ведения  единой базы  данных о  подземных
объектах  на   территории  города   Москвы  организовать   систему  учета
существующих,  вводимых   в  эксплуатацию   и  проектируемых    подземных
сооружений регионального, городского,  межрайонного и районного  значения
(с включением  в нее,  в частности,  сведений о  доступности объектов для
инвалидов)  в  соответствии  с  Единой  государственной  картографической
основой города Москвы  и в увязке  с информационной системой  обеспечения
градостроительной   деятельности,    соответствующими    государственными
реестрами  и   регистрами  и   иными  государственными    информационными
системами.
     6.8. Совместно с Москомархитектурой в феврале 2009 г. представить на
рассмотрение  Координационного  совета  по  вопросам  освоения подземного
пространства города Москвы  предложения по выполнению  научно-технических
работ и инновационных  разработок, в том  числе в области  образования, в
сфере   комплексного   освоения   подземного   пространства,   а    также
соответствующие  предложения  в  подпрограмму  "Высотное  строительство и
подземная урбанизация" Городской  целевой комплексной программы  создания
инновационной  системы  в  городе  Москве  на 2008-2010 гг., утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 781-ПП.
     6.9.  Совместно  с  Департаментом  экономической политики и развития
города Москвы, Департаментом имущества города Москвы и Москомархитектурой
во  II  квартале  2009  г.  представить  на рассмотрение Координационного
совета  по  вопросам  освоения  подземного  пространства  города   Москвы
предложения  по  видам   предпроектной  документации,  документации   для
проведения торгов, порядку организации и проведения торгов при реализации
инвестиционных проектов строительства и реконструкции подземных объектов,
осуществляемых за счет средств инвесторов.
     6.10. Обеспечить в установленном порядке размещение государственного
заказа  на  выполнение  мероприятий  Программы  (приложение), в том числе
путем  организации  проведения  в  I  квартале  2009  г. торгов по выбору
заказчика по реализации мероприятий Программы.
     6.11. Совместно с Департаментом имущества города Москвы при  участии
Учреждения Российской академии наук Института геоэкологии им.Е.М.Сергеева
РАН    и    государственных     образовательных    учреждений     высшего
профессионального   образования   Московского   государственного  горного
университета,  Московского  государственного  строительного университета,
Московского  городского  университета  управления  Правительства Москвы в
феврале 2009  г. представить  на рассмотрение  Координационного совета по
вопросам освоения  подземного пространства  города Москвы  предложения по
целесообразности   создания   Московского   центра   освоения  подземного
пространства    со    структурным     подразделением    по     выполнению
научно-технических работ и инновационных разработок в указанной сфере,  а
также оказанию образовательных услуг по профессиональной переподготовке и
повышению       квалификации       государственных       служащих       и
профессорско-преподавательского состава.
     6.12.  В  целях  обмена  опытом,  внедрения  передовых  зарубежных и
отечественных управленческих,  организационных и  технологических решений
при реализации Программы  обеспечить организацию ежегодных  международных
конференций  по  градостроительному  освоению  подземного пространства, а
также зарубежных командировок.
     6.13.  Ежеквартально  рассматривать  на  заседаниях Координационного
совета по  вопросам освоения  подземного пространства  города Москвы  ход
выполнения Программы.
     7. Москомархитектуре:
     7.1.  При  разработке  проектов  нормативных  правовых  актов города
Москвы    и    нормативно-технических    документов,     регламентирующих
градостроительную    деятельность,    а    также    проектов   нормативов
градостроительного  проектирования  предусматривать  разработку разделов,
обеспечивающих эффективное освоение подземного пространства, в том  числе
доступность  объектов  подземного  строительства  для  инвалидов и других
маломобильных групп населения.
     7.2. В установленном порядке:
     7.2.1.  Предусмотреть  мероприятия,  необходимые  для   комплексного
градостроительного  освоения  подземного  пространства  города  Москвы, в
составе  проектов  Генерального  плана  города  Москвы и плана реализации
Генерального плана города  Москвы до 2025  года, а также  соответствующие
положения  в  правилах  землепользования  и  застройки  в городе Москве и
региональных  нормативах  градостроительного   проектирования  в   городе
Москве.
     7.2.2. Обеспечить:
     - увязку материалов актуализации Генерального плана города Москвы до
2025 года с Программой;
     -  экспертизу,   утверждение  и   практическое  использование    при
градостроительном  проектировании  разработанных  методик   районирования
территорий  города  по  условиям   освоения  подземного  пространства   в
зависимости  от  различных  природных  и  техногенных  факторов,  расчета
нормативной стоимости строительства различных типов подземных  сооружений
в  условиях  влияния  негативных  природных  и  техногенных  процессов  и
явлений,  а  также  схемы  районирования  территорий  города  по условиям
реализации  инвестиционных  проектов  освоения  подземного пространства в
зависимости от различных природных и техногенных факторов.
     7.2.3.  Во  II   квартале  2009  г.   представить  на   рассмотрение
Координационного  совета  по  вопросам  освоения  подземного пространства
города Москвы  предложения (пп.  7.2.1-7.2.2) для  последующей подготовки
проектов   соответствующих   распорядительных   документов  Правительства
Москвы.
     7.3.  Ежегодно   в  ноябре   года,  предшествующего    планируемому,
представлять руководителю Комплекса архитектуры, строительства,  развития
и  реконструкции   города  Москвы   адресный  перечень   для   подготовки
документации  по  планировке  территорий  в  целях  размещения   объектов
подземного  строительства  города  Москвы   на  планируемый  период   для
последующего утверждения в установленном порядке.
     7.4.  Совместно  с  Департаментом  дорожно-мостового  и  инженерного
строительства города  Москвы, Москомэкспертизой  при участии  Московского
межрегионального   территориального    управления   технологического    и
экологического   надзора    Федеральной   службы    по    экологическому,
технологическому и атомному надзору осуществлять контроль за рациональным
использованием  подземного  пространства  при  разработке  и   реализации
проектов комплексной реконструкции микрорайонов и новой жилой  застройки,
а также при реконструкции и строительстве отдельно стоящих зданий.
     8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды  города
Москвы:
     8.1.  Совместно  с  Департаментом  дорожно-мостового  и  инженерного
строительства города Москвы  и другими заинтересованными  органами города
Москвы до конца 2008 г. представить проект распорядительного документа об
уполномоченном  органе  исполнительной  власти  города  Москвы  в   сфере
недропользования,  предусмотрев  необходимую   штатную  численность   для
осуществления возложенных полномочий.
     8.2.  Совместно  с  Департаментом  городского  строительства  города
Москвы в  I квартале  2009 г.  подготовить и  представить на рассмотрение
Координационного  совета  по  вопросам  освоения  подземного пространства
города  Москвы   предложения  по   порядку  проведения    геотехнического
мониторинга  при  строительстве  и  последующей  эксплуатации   подземных
сооружений.
     8.3.   Осуществлять   государственный   мониторинг  геоэкологических
процессов в рамках Программы, а также передавать результаты мониторинга в
Единый городской фонд данных экологического мониторинга.
     9. Снять  с контроля  постановление Правительства  Москвы от  29 мая
2007 г. N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства и основных
направлениях развития подземной урбанизации города Москвы".
     10. Контроль  за выполнением  настоящего постановления  возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
 
Мэр Москвы                                                     Ю.М.Лужков
 
                                                               Приложение
                                     к постановлению Правительства Москвы
                                           от 18 ноября 2008 г. N 1049-ПП
 
                           ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
         ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ  ОСВОЕНИЮ
      ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2009-2011 гг.
 
                        ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
 
Наименование    Городская программа подготовки к комплексному
Программы       градостроительному освоению подземного пространст-
                ва города Москвы на период 2009-2011 гг.  (далее -
                Программа).
 
Основания       Постановление Правительства  Москвы от 29 мая
для разработки  2007 г.  N 412-ПП "О Концепции освоения  подземно-
Программы       го пространства и основных направлениях развития
                подземной урбанизации города Москвы".
 
 
Государственный Департамент дорожно-мостового и инженерного строи-
заказчик -      тельства города Москвы;  персональный руководитель
координатор     Программы - К.Ю.Королевский -  первый  заместитель
Программы       руководителя Департамента  дорожно-мостового и ин-
                женерного строительства города Москвы.
 
 
Разработчики    Департамент дорожно-мостового и инженерного строи-
Программы       тельства города Москвы, Комитет по архитектуре  и
                градостроительству города Москвы, ГУП "НИиПИ Генп-
                лана  Москвы",  ГУП "Московский центр освоения ре-
                зервных  территорий",  Московский  государственный
                строительный университет.
 
 
Основные        Органы исполнительной власти города Москвы, а так-
исполнители     же иные исполнители (определяются в соответствии с
Программы       законодательством Российской  Федерации о размеще-
                нии заказов для  государственных  и  муниципальных
                нужд).
 
                Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
Сроки и этапы   Начало реализации Программы -  2009 год.
реализации      Учитывая объем и сложность проблемы освоения  под-
Программы       земного пространства,  реализация  Программы  осу-
                ществляется в два этапа:
                I этап (2009-2010 годы) - подготовка к комплексно-
                му градостроительному освоению  подземного  прост-
                ранства: правовые, научные, технические, организа-
                ционные и иные мероприятия,  увязанные с Генераль-
                ным планом города Москвы на период до 2025 года:
                1) формирование организационно-управленческих
                   структур;
                2) разработка нормативной правовой базы,  градост-
                   роительных регламентов  и нормативных техничес-
                   ких документов;
                3) создание  системы  стимулирования  комплексного
                   градостроительного освоения  подземного  прост-
                   ранства и  совершенствование системы подготовки
                   и проведения торгов при реализации инвестицион-
                   ных проектов в сфере подземного градостроитель-
                   ства;
                4) создание  системы научного обеспечения деятель-
                   ности в области комплексного градостроительного
                   освоения подземного пространства;
                5) разработка   соответствующих    образовательных
                   программ и  обеспечение подготовки и переподго-
                   товки кадров;
                6) определение  специализации объектов с учетом их
                   назначения, а  также   санитарно-гигиенических,
                   экологических и  строительных  требований по их
                   размещению;
                7) экспериментальное  проектирование  (в том числе
                   градостроительное);
                8) разработка  документации по планировке террито-
                   рии и обосновывающих градостроительных материа-
                   лов в  целях  размещения  подземных  сооружений
                   согласно  перечням:
                   - базовый (предварительный поадресный) перечень
                     зон планируемого  (требуемого)  размещения  в
                     городе Москве  подземных  сооружений,  в  том
                     числе многофункциональных центров  в  составе
                     транспортно-пересадочных узлов, для разработ-
                     ки документации по  планировке  территории  и
                     обосновывающих градостроительных   материалов
                     (приложение 1 к Программе);
                   - базовый (предварительный поадресный) перечень
                     подземных пешеходных тоннелей в городе  Моск-
                     ве, планируемых  к реконструкции в целях рас-
                     ширения и размещения объектов потребительско-
                     го рынка  и услуг (приложение 2 к Программе).
                II этап (начиная с 2011 года) - начало комплексно-
                го градостроительного  освоения  подземного прост-
                ранства, предусматривающее строительство подземных
                объектов в соответствии с разработанной документа-
                цией по  планировке  территории  и  обосновывающих
                градостроительными материалами по базовым перечням.
 
 
Цель Программы  Создание благоприятной среды для жизнедеятельности
                и обеспечение  устойчивого  развития города Москвы
                за счет эффективного использования градостроитель-
                ного потенциала подземного пространства.
 
 
Основные задачи 1. Создание  системы  государственного  управления
Программы          развитием территорий  в части комплексного гра-
                   достроительного освоения подземного  пространс-
                   тва, обеспечивающей  эффективное  использование
                   потенциала подземного пространства города Моск-
                   вы с  формированием  современной  планировочной
                   структуры города.
                2. Развитие  основных направлений комплексного гра-
                   достроительного освоения подземного  пространс-
                   тва  города  Москвы с учетом задачи обеспечения
                   безбарьерной среды жизнедеятельности для  инва-
                   лидов и других маломобильных групп населения.
                3. Создание  системы  стимулирования  комплексного
                   градостроительного освоения  подземного  прост-
                   ранства города  Москвы и совершенствование сис-
                   темы подготовки и проведения торгов при  реали-
                   зации инвестиционных проектов в сфере подземно-
                   го градостроительства  на   территории   города
                   Москвы.
                4. Создание системы эффективного обеспечения комп-
                   лексного градостроительного освоения подземного
                   пространства.
                5. Создание системы научного и кадрового потенциа-
                   ла с формированием инновационной  образователь-
                   ной среды  в области освоения подземного прост-
                   ранства.
 
Основные        В целях создания системы государственного управле-
мероприятия     ния развитием территорий в части комплексного гра-
Программы       достроительного освоения подземного  пространства,
                обеспечивающей эффективное использование потенциа-
                ла подземного пространства города Москвы с  форми-
                рованием современной планировочной структуры горо-
                да необходимо осуществить следующие мероприятия:
                - формирование организационно-управленческих
                  структур;
                - сбор и систематизацию информации  по  существую-
                  щим, проектируемым и строящимся подземным соору-
                  жениям;
                - подготовку  предложений  по размещению подземных
                  сооружений при выполнении городских  градострои-
                  тельных программ;
                - планировочные мероприятия по подготовке  конкур-
                  сов по освоению подземного пространства в городе
                  Москве;
                - разработку  обосновывающих градостроительных ма-
                  териалов, конкурсной документации,  предусматри-
                  вающей  в условиях конкурса возврат в бюджет го-
                  рода Москвы средств на разработку конкурсной до-
                  кументации.
 
                Мероприятия по  созданию  системы   стимулирования
                комплексного градостроительного освоения подземно-
                го пространства города Москвы и  совершенствованию
                системы подготовки  и проведения торгов при реали-
                зации инвестиционных проектов в  сфере  подземного
                градостроительства на территории города Москвы:
                - проведение анализа экономических условий  реали-
                  зации проектов  строительства подземных сооруже-
                  ний в городе Москве;
                - выполнение оценки влияния природных и  техноген-
                  ных факторов  на стоимость строительства подзем-
                  ных сооружений;
                - разработка методики геолого-экономической оценки
                  участков недр города Москвы, предлагаемых к раз-
                  мещению объектов подземного строительства;
                - разработка методики экономического  стимулирова-
                  ния комплексного   градостроительного   освоения
                  подземного пространства  города  Москвы,  в  том
                  числе  определения  стартовых условий проведения
                  торгов при реализации инвестиционных проектов  в
                  сфере  подземного градостроительства на террито-
                  рии города;
Основные        - совершенствование системы подготовки и проведе-
мероприятия       ния торгов  при реализации инвестиционных проек-
Программы         тов в  сфере  подземного  градостроительства  на
                  территории города Москвы.
 
                Мероприятия, направленные на создание системы  эф-
                фективного обеспечения   комплексного  градострои-
                тельного освоения подземного пространства:
                - создание системы нормативного правового  обеспе-
                  чения государственного управления развитием тер-
                  риторий в части комплексного  градостроительного
                  освоения подземного пространства;
                - формирование и  развитие  структур  технического
                  регулирования в отрасли подземного строительства;
                - создание  системы  информационного  обеспечения,
                  включающее картографическое обеспечение на осно-
                  ве Единой государственной картографической осно-
                  вы г.Москвы (ЕГКО г.Москвы) и мероприятия по ин-
                  формационно-аналитическому  сопровождению  Прог-
                  раммы.
                Мероприятия, направленные на создание системы  на-
                учного и кадрового потенциала,  формирование инно-
                вационной образовательной среды в области освоения
                подземного пространства:
                - создание системы кадрового  обеспечения;
                - создание системы научного  обеспечения  деятель-
                  ности в области комплексного градостроительного
                  освоения подземного пространства.
 
                --------------------------------------------------
Ключевые                       2008 г.    2009г. 2010г.2011г.Всего
показатели                     (старто-
Программы                      вые
                               условия)
                --------------------------------------------------
                Общая площадь
                вводимых объектов
                подземного
                строительства,
                тыс.кв.м          650      700     850   1000 2550
                Доля подземных
                сооружений в
                общем вводе
                жилищной и адми-
                нистративно-дело-
                вой з
. Характеристика  проблемы,  на  решение  которой направлена
        Программа, и оценка сложившейся ситуации
 
     1.1. Обоснование  соответствия  целей  и  решаемых Программой
проблем приоритетным задачам социально-экономического развития го-
рода Москвы
     1.1.1. Приоритетные  задачи социально-экономического развития
города Москвы
     1.1.1.1. Задача обеспечения качественным жильем
     Рост численности  постоянного  и  временного населения Москвы
приводит к потребности в увеличении ёмкости всех городских подсис-
тем и к росту территории. Площадь города за последние 100 лет уве-
личилась на 900 км2, при этом в городе накапливается дефицит боль-
шинства функциональных подсистем.
     Численность населения Москвы и области к 2025 году может пре-
высить 25 млн. человек. В настоящее время в Москве проживает свыше
10 млн. человек. Если в ближайшие годы Москва будет строить столь-
ко же жилья,  как сейчас, то к 2025 году только половина населения
города будет обеспечена функциональными  подсистемами  в  объемах,
соответствующих европейским стандартам качества.
     1.1.1.2. Задача обеспечения инженерными и транспортными сетя-
ми
     Дефицит протяжённости улично-дорожной сети  в  городе  Москве
составляет 250-300 км. По данным Департамента обеспечения безопас-
ности дорожного движения Министерства  внутренних  дел  Российской
Федерации  быстрее  всего количество машин растёт в Московской об-
ласти, ежегодный прирост составляет 12%. В столице этот показатель
меньше - всего 4% в год. Количество зарегистрированных автомобилей
в Москве составляет в настоящее время более 3,5 млн.  Кроме  того,
из регионов в столицу ежедневно прибывает около 400 тыс. автомоби-
лей.  Автопарк Москвы ежегодно увеличивается на 110 - 120 тыс. ав-
томобилей. При таких темпах прироста автопарка к 2015 г. количест-
во   автомобилей   в  Москве  может  превысить пять миллионов, а к
2025 г.  десять миллионов автомобилей.  При этом автомобили - один
из основных загрязнителей воздуха. На их долю приходится более 80%
всех вредных выбросов в атмосферу города.
     1.1.1.3. Задача обеспечения автостоянками,  паркингами, гара-
жами.
     Система организованного хранения обеспечивает местами  хране-
ния автотранспорта лишь часть парка автомобилей, принадлежащих на-
селению.  Обеспеченность машиноместами  для  хранения  автомобилей
постоянного  населения составляет до 47%  по городу,  и количество
автомобилей в городе усложняет ситуацию с парковкой.  В 2008  году
дефицит  мест для парковки в столице составляет более двух миллио-
нов.
     Городской целевой  программой строительства гаражей-стоянок в
городе Москве на период 2008-2010 гг., утвержденной постановлением
Правительства Москвы  от  01 апреля 2008 г.  N 253-ПП "О Городской
целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве на
период 2008-2010  гг." (вместе с "Положением о Координационном со-
вете по вопросам гаражного строительства в городе Москве")  задача
обеспечения населения автостоянками, паркингами, гаражами решается
только на 60%  из-за дефицита свободной территории,  которую можно
отвести под этот вид наземного строительства.
     Всего в рамках реализаций мероприятий Городской целевой прог-
раммы  строительства  гаражей-стоянок  в  городе  Москве на период
2008-2010 гг.  в центральной части  города  планируется  построить
5000 машиномест в капитальных гаражах-стоянках для временного хра-
нения автотранспорта.
     В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 8 июня
2006 г.  N 990-РП "О создании Координационного совета по проблемам
градостроительного развития в городе Москве территорий Московского
железнодорожного узла,  объектов  инфраструктуры  железнодорожного
транспорта и прилегающих к ним земельных участков",  в рамках дея-
тельности указанного Координационного  совета  ведется  работа  по
согласованию  размещения  объектов  гаражного  строительства  на 8
участках межпутевых пространств и перекрытий железных дорог ориен-
тировочной общей емкостью на 7200 машиномест.
     Исторически сложившаяся радиально-кольцевая схема  города  и,
прежде всего,  центральной части,  в совокупности с ограничениями,
которыми являются плотная  историческая  застройка,  необходимость
соблюдения экологических показателей и так далее,  накладывают су-
щественные ограничения на возможность  решения  вопроса  разгрузки
улично-дорожной сети путем размещения надземных многоэтажных гара-
жей-стоянок.
     В условиях  плотной  сложившейся  застройки центральной части
города применение механизированных гаражей-стоянок является  порой
единственным  проектным решением,  позволяющим обеспечить установ-
ленные нормативы.
     В настоящее время существует более 20 различных видов и моди-
фикаций механизированных автостоянок отечественного и  зарубежного
производства,  некоторые из который  можно   классифицировать  как
подземные, предназначенные для размещения во  внутренних  дворах и
на участках, прилегающих к домам, с въездом  на  уровне  земли или
под  землей.  Отличительной  особенностью  данного  типа  гаражей-
стоянок  является возможность  эксплуатации в зимних  условиях без
отопления при температуре до -35 градусов.
     1.1.1.4. Задача   обеспечения   спортивными  предприятиями  и
предприятиями соцкультбыта шаговой (пешеходной) доступности.
     Несмотря на  активное строительство в Москве крупных торговых
объектов, плотность торговой сети на одного жителя существенно ни-
же,  чем в крупных зарубежных городах. Не соответствует нормативам
обеспеченность населения объектами бытовой и социальной сфер.
     Количество предприятий для отдыха,  спорта и соцкультбыта ша-
говой (пешеходной)  доступности в городе Москве в десятки раз ниже
среднеевропейских показателей. Дефицит этих предприятий будет рас-
ти  в  связи с реконструкцией малоэтажного жилья и соответствующим
высотному строительству увеличением числа жителей на данной терри-
тории. При этом наблюдается острая нехватка земельных участков для
размещения зданий предприятий отдыха,  спорта и соцкультбыта шаго-
вой (пешеходной) доступности в Москве.
     1.1.2. Обоснование  соответствия  решаемой  проблемы освоения
подземного пространства приоритетным задачам социально-экономичес-
кого развития города Москвы.
     Создание благоприятной среды для жизнедеятельности и  обеспе-
чения  устойчивого развития Москвы в значительной степени возможно
за счет максимального использования градостроительного  потенциала
подземного пространства,  который в настоящее время используется в
недостаточной степени.
     Размещение под землёй складов, хранилищ нефтепродуктов, авто-
мобильных стоянок, кафе, театров, спортивных комплексов, энергети-
ческих  объектов и транспортных сооружений позволит комплексно ис-
пользовать подземное пространство,  существенно  экономить  значи-
тельные  площади ценных земель,  уменьшить загазованность и шум на
московских улицах.
     Комплексное градостроительное  освоение подземного пространс-
тва создаст необходимые предпосылки для реализации основных  поло-
жений  проекта актуализированного Генерального плана Москвы на пе-
риод до 2025 г.:
     - градостроительное  освоение  наземного  и подземного прост-
ранства,  в том числе наземного - для формирования скверов, садов,
бульваров,  парков, многофункциональных общественно-парковых зон и
подземного - для размещения крупных коммерческих объектов торгово-
го,  торгово-развлекательного и иного характера,  не требующих ес-
тественного освещения;
     - размещение  в подземном пространстве исторической части го-
рода и районов,  влияющих на восприятие  исторически  сложившегося
силуэта застройки,  крупномасштабных производственных,  обществен-
ных,  инженерных, транспортных сооружений, не соответствующих тре-
бованиям охраны историко-культурного наследия;
     - градостроительное освоение подземного пространства для фор-
мирования  развитой  системы пешеходных общественных пространств и
транспортно-пересадочных коммуникаций городских общественных цент-
ров и многофункциональных общественных районов;
     - градостроительное освоение подземного пространства для раз-
мещения сооружений временного и постоянного хранения автотранспор-
та при комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки;
     - градостроительное освоение подземного пространства для раз-
мещения производственно-складских и инженерных сооружений при  ин-
тенсификации  использования  сохраняемых производственных террито-
рий;
     - градостроительное освоение подземного пространства для раз-
мещения городских магистралей I и II класса и новых линий скорост-
ного внеуличного общественного транспорта;
     - градостроительное освоение подземного пространства для раз-
мещения энергетических объектов,  включая электрические подстанции
110-500 кВ,  трансформаторные   и   распределительные   подстанции
10-20 кВ.
     1.2. Анализ существующего положения в  области  строительства
подземных сооружений на территории города Москвы и соответствующей
документации по планировке территории.
     Сложившаяся в  Москве  ситуация  с  использованием подземного
пространства при строительстве  сооружений  различного  назначения
характеризуется следующим образом.
     1. По местоположению:
     Реализованные проекты и экспериментальные предложения в цент-
ральной зоне Москвы характеризуются активным  использованием  под-
земного  пространства  с размещением в нем различных предприятий и
учреждений, чаще всего не связанных между собой.
     Периферийная зона характеризуется недостаточным использовани-
ем подземного  пространства  и  увеличением  количества  надземных
уровней.  При этом сооружения подземной инфраструктуры, как прави-
ло, монофункциональные.
     2. По  назначению подземные сооружения в черте города распре-
деляются следующим образом.
     Максимальное распространение  получили автомобильные парковки
и технические помещения.  Далее идут разгрузочные дворы и  склады,
торговые предприятия (мелкие магазины,  реже супермаркеты), предп-
риятия общественного питания.  Особое  место  занимают  пешеходные
связи с общественным транспортом (в основном метро).  Имеются слу-
чаи расположения в подземном пространстве зрелищных, социально-бы-
товых  и  административных  учреждений.  В общем случае назначение
подземных сооружений определяется их размещением в структуре мега-
полиса.  В центральной зоне города преобладают многофункциональные
подземные комплексы.  По мере удаления от центра и в  периферийной
зоне  строятся преимущественно монофункциональные подземные соору-
жения (парковки, технические помещения).
     Количество подземных уровней в различных зданиях и сооружени-
ях колеблется в пределах от 3 до 10, при этом наибольшее распрост-
ранение получили сооружения с 1 - 3-мя подземными уровнями.
     Анализ практики проектирования и строительства в Москве  выя-
вил основные планировочные приемы размещения подземных комплексов,
а также зданий и сооружений с подземной частью:
     - под главными или крупными городскими площадями;
     - под крупными городскими площадями - транспортными развязка-
ми;
     - у пересечения транспортных  магистралей  (угловое,  остров-
ное);
     - в застройке;
     - под транспортной магистралью;
     - у транспортной магистрали.
     Для размещения  комплексов  в  историческом центре города ис-
пользуются все перечисленные приемы,  за исключением последнего, с
учётом ограничений,  установленных для территорий общего пользова-
ния. Для серединной и периферийных зон не свойственно расположение
подземных  объектов многофункционального назначения под крупными и
главными площадями.  Большое распространение  получили  комплексы,
находящиеся у пересечения транспортных магистралей.
     Создание подземных объектов позволяет:
     - высвобождать ценные земельные участки под пешеходные зоны и
озеленение;
     - ограничить на территории комплекса транспортное движение;
     - сократить площади наземных автомобильных парковок;
     - развить  и использовать традиции района строительства,  его
функциональные и архитектурные особенности;
     - соблюсти существующие градостроительные ограничения;
     - сохранить этажность и масштаб среды,  архитектурно-стилевых
особенностей окружающей застройки,  имеющих архитектурно-художест-
венную либо историческую ценность;
     - осуществлять реставрацию памятников;
     - улучшить экологическую ситуацию в городе.
     Возможности освоения  подземного  пространства  города Москвы
ограничиваются сложными инженерно-геологическими  и  гидрогеологи-
ческими условиями, наличием уже построенных и эксплуатируемых под-
земных сооружений:  фундаментов существующих зданий, метрополитена
и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры города,
что приводит к значительному удорожанию строительства.
     В результате воздействия этих факторов площадь подземных соо-
ружений,  ежегодно вводимых в эксплуатацию  в  последние  годы,  в
среднем не  превышает  700  тыс.кв.м,  и в действующем Генеральном
плане развития города Москвы комплексное градостроительное  освое-
ние  подземного пространства как отдельное направление градострои-
тельного развития города Москвы отсутствует.
     В период  2000-2004  гг.  по разработанным актам разрешенного
использования территории градостроительного объекта (АРИ), подзем-
ную часть имели треть вводимых объектов, доля подземных сооружений
в общей площади этих объектов не превышала 8%.
     В период 2005 -  1-е полугодие 2008 гг. по актам разрешенного
использования (АРИ),  подземную часть имели 47% вводимых объектов,
доля подземных сооружений в общей площади этих объектов составляла
22%.
     2005 г.:
     - всего АРИ - 1284,
       из них имеют подземную часть - 460 (36%),
       общая площадь - 19 577 566,44 кв.м,
       из них подземная часть - 3 228 131 кв.м, т. е. 16,5%;
     2006 г.:
     - всего АРИ-1668,
     - из них имеют подземную часть - 837 (50,2%),
     общая площадь - 28 130 103,5 кв.м.,
     из них подземная часть - 5 493 464,5 кв.м, т. е. 19,5%.
     2007 г.:
     - всего АРИ-1930,
     - из них имеют подземную часть - 1019 (52,8 %),
     - общая площадь - 30 635 707,3 кв.м,

     из них подземная

 

Для увеличения эффективности перемещения жителей периферийных
районов в центральную часть города и перераспределения  транспорт-
ных и пассажирских потоков может быть использовано:
     1) строительство новых и продление существующих линий  метро-
политена;
     2) строительство новых и продление  существующих  линий  Мос-
ковской  железной дороги,  с максимальным использованием подземных
сооружений;
     3) автомобильный транспорт.
     Для решения этих проблем необходимо:
     1) снизить  нагрузку  на  автодорожную сеть,  путём отсечения
части автотранспорта в периферийных  частях  города  и  увеличения
нагрузки на метрополитен и Московскую железную дорогу.  Эта задача
решается путём строительства транспортно-пересадочных узлов в  со-
ответствии  с  распоряжением  Правительства  Москвы от 19 сентября
2003 г.  N 1674-РП "О строительстве транспортно-пересадочных узлов
в г.Москве"  и  постановлением  Правительства  Москвы от 16 января
2007 г.  N 10-ПП "О ходе реализации Концепции строительства транс-
портно-пересадочных узлов в городе Москве";
     2) увеличить пропускную способность  существующей  улично-до-
рожной сети;
     3) организовать кольцевые транспортные связи между  соседними
районами и округами. С этой целью, в первую очередь, необходимо:
     - строительство Второй кольцевой линии Московского метрополи-
тена;
     - организация пассажирских перевозок по  Малому  кольцу  Мос-
ковской  железной  дороги с максимальным использованием тоннельных
сооружений и многоуровневых сопряжений,  что обеспечит более высо-
кую скорость перемещения пассажирских потоков.
     - перевод переездов через пути Московской железной дороги под
землю путём строительства автотранспортных тоннелей.
     План развития Московского метрополитена на 2008-2010 годы ут-
вержден постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2007  г.
N 961-ПП "О плане метростроения в городе Москве на 2008-2010 гг.",
а на последующие годы - постановлением Правительства Москвы  от  7
мая 2002 г.  N 337-ПП "О Программе развития Московского метрополи-
тена и других видов скоростного  внеуличного  транспорта  и  схеме
развития городского пассажирского транспорта до 2015 года".
     Развитие подземных транспортных коммуникаций осуществляется в
соответствии с  постановлением  Правительства  Москвы  от  22  мая
2007 г.  N 390-ПП "О ходе реализации и  задачах  дорожно-мостового
строительства  в городе Москве на 2007-2011 годы" (в ред.постанов-
ления Правительства Москвы от 30.10.2007 N 945-ПП).
     1.3.1.2. Система подземных объектов гаражного  строительства.
Комплексная  застройка  жилых  районов с использованием подземного
пространства.
     Для организации хранения автотранспорта в сложившихся районах
массовой застройки наиболее эффективными являются подземные автос-
тоянки:
     1) под зданиями;
     2) на незастроенных участках и под существующей улично-дорож-
ной сетью.  В этом случае, для достижения наибольшей эффективности
использования  земельного участка рекомендуется в едином комплексе
устройство:
     - подземной автостоянки;
     - специализированных предприятий торговли, автосервиса, инже-
нерной инфраструктуры микрорайона;
     - в надземной части комплекса специализированных  предприятий
торговли и ландшафтно-парковых зон.
     В строящихся и реконструируемых районах комплексной застройки
необходимо  строительство  под жилым микрорайоном единой подземной
части, в которой будут размещаться:
     1) подземные  автостоянки,  включая  места  для постоянного и
гостевого хранения автотранспорта;
     2) подземная транспортная сеть:
     - проезжая часть для автомобилей и общественного транспорта;
     - тротуары для движения пешеходов;
     - остановочные пункты общественного транспорта;
     3) подъездные пути,  разгрузочные площадки и склады предприя-
тий  торговли,  бытового  обслуживания,  общественного  питания  и
проч.;
     4) предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного
питания и проч.;
     5) сооружения инженерной инфраструктуры  микрорайона,  в  том
числе:
     - районные трансформаторные подстанции;
     - инженерные сети;
     - объекты централизованного сбора и удаления мусора;
     6) хранилища  и архивы государственных и муниципальных учреж-
дений;
     7) отдельные помещения медицинских учреждений;
     8) книгохранилища библиотек;
     9) объекты гражданской обороны.
     Подобное решение позволит практически полностью разделить жи-
лую и инженерную зоны микрорайона. Наземная часть будет отдана жи-
лой застройке, детским садам, школам, больницам, ландшафтно-парко-
вым  зонам.  За  счёт перевода всей транспортной и инженерной инф-
раструктуры в подземную часть микрорайона, будет обеспечена макси-
мальная безопасность жителей, снижение дорожно-транспортных проис-
шествий, улучшена экологическая обстановка.
     Кроме этого  необходимо строительство подземных автостоянок в
непосредственной близости от государственных, муниципальных учреж-
дений, крупных  офисных,  торговых  и др.коммерческих центров в их
составе.
     1.3.1.3. Система  подземных сооружений инженерной инфраструк-
туры.
     Необходимо обеспечить  максимально  возможное  размещение под
землёй всех объектов  инженерной  инфраструктуры  города.  С  этой
целью наиболее оптимально использовать:
     - проходные коллекторы инженерных сетей с максимально возмож-
ным совмещением инженерных коммуникаций;
     - моно- и многофункциональные коллекторные тоннели  глубокого
заложения;
     - размещение в проектируемых и строящихся транспортных тонне-
лях инженерных коммуникаций районного и городского значения.
     Сооружения энергетики.
     Развитие города  Москвы  как  мегаполиса во многом зависит от
решения ряда энергетических проблем, связанных с:
     - обеспечением, сохранности, долговечности и безопасности ра-
боты всех городских энергетических объектов;
     - эффективной передачей электроэнергии в пределах города;
     - производством электроэнергии в условиях неравномерности  ее
суточного потребления.
     При комплексном градостроительном освоении подземного  прост-
ранства города Москвы во многих случаях возможно эффективное реше-
ние указанных проблем. Прежде всего, имеется в виду подземное раз-
мещение районных  трансформаторных  подстанций  при  строительстве
многофункциональных  подземных комплексов и подземных автостоянок.
Кроме того,  в подземном пространстве можно размещать  высоковоль-
тные подстанции, а также переустраивать воздушные линии электропе-
редач в подземные кабели, укладываемые в проходных коллекторах ин-
женерных сетей.
     Учитывая эти обстоятельства,  необходима разработка проектной
документации на подземное размещение гидроаккумулирующей электрос-
танции (ГАЭС), отвечающей указанным выше требованиям.
     Подобная ГАЭС,  получая электроэнергию  для  закачки  воды  в
верхнее  водохранилище в периоды снижения электрических нагрузок в
системе (ночью, в выходные дни), будет отдавать ее в наиболее нап-
ряженные часы. Расчёты показывают, что ГАЭС мощностью 1000 МВт по-
полнит производство электроэнергии  непосредственно  в  городе  на
2 млрд. кВт ч в год.
     1.3.1.4. Система объектов социальной инфраструктуры в составе
многофункциональных общегородских центров с максимальным использо-
ванием подземного пространства.
     Основные градостроительные принципы размещения подземных соо-
ружений общественного назначения включают:
     - создание  подземных общественных комплексов в местах форми-
рования транспортно-пересадочных узлов города,  а именно в  местах
пересечения  автомобильных магистралей первого класса с линией же-
лезной дороги;
     - размещение подземных сооружений в зонах планируемого разви-
тия общественных центров городского значения;
     - формирование  подземных комплексов в составе функциональных
зон общественного назначения.
     Основным ограничением для размещения подземных комплексов яв-
ляются результаты оценки геологического риска освоения  подземного
пространства.
     Анализ территории города Москвы  с  использованием  указанных
принципов  позволил выявить зоны наиболее высокой концентрации на-
селения в дневное время,  рекомендуемые для  размещения  подземных
сооружений  общественного  назначения.  На  основании проведенного
анализа сформирован базовый (предварительный поадресный)  перечень
зон планируемого (требуемого) размещения в городе Москве подземных
сооружений,  в том числе  многофункциональных  центров  в  составе
транспортно-пересадочных  узлов,  для  разработки  документации по
планировке территории и обосновывающих градостроительных  материа-
лов на период 2009-2011 гг. (приложение 1 к Программе), включающий
37 зон. В их числе определены территории 14 зон (1 очередь), в со-
ответствии с  актуализированным  Генеральным  планом города Москвы
до 2025 года входящих в состав территорий преимущественного разви-
тия города.  В приложении 10 к Программе приводится схема зон пла-
нируемого (требуемого) размещения подземных  сооружений  в  городе
Москве, в том числе в составе многофункциональных центров и транс-
портно-пересадочных узлов,  для разработки документации по  плани-
ровке  территории и обосновывающих градостроительных материалов на
период 2009-2011 гг.
     Многофункциональные общегородские центры должны включать объ-
екты как социального, так и коммерческого назначения, что позволит
добиться наибольшей экономической эффективности их строительства и
эксплуатации.
     Наиболее целесообразно размещать многофункциональные  общего-
родские центры вблизи станций метрополитена или в комплексе с про-
ектируемыми транспортными пересадочными узлами.  При этом планиро-
вочное решение центра должно быть разработано таким образом, чтобы
подземные пешеходные переходы в  направлениях  основного  движения
пассажиропотоков проходили через предприятия торговли,  обслужива-
ния и общественного питания.
     Распределение площадей  в  подземном  пространстве  комплекса
должно определяться индивидуально для каждого объекта в  соответс-
твии  с его функциональным назначением согласно нормативным право-
вым актам.  В составе объектов необходимо предусматривать дополни-
тельные  площади  для  организации стояночных мест для сотрудников
близлежащих административных и офисных центров.
     При разработке  планировочных решений этих центров необходима
организация транзитных пешеходных потоков через их территорию, что
позволит  обеспечить эти центры постоянным притоком посетителей и,
соответственно,  обеспечить их рентабельность. Для организации пе-
шеходных потоков необходимо:
     - соединить эти центры со станциями  метрополитена  или  Мос-
ковской железной дороги подземными пешеходными переходами;
     - обеспечить проход через торговую часть комплекса  к  местам
наибольшего тяготения пешеходных потоков, расположенным на дневной
поверхности;
     - подземные автостоянки,  входящие в состав комплекса, должны
использоваться не только посетителями  многофункционального  комп-
лекса,  но  и  сотрудниками  близ расположенных административных и
офисных центров. Выходы на поверхность должны быть выполнены таким
образом,  чтобы все владельцы автомобилей проходили через торговые
помещения.
     1.3.2. Детализация  и актуализация схемы районирования терри-
торий города Москвы.
     В соответствии  с  постановлением  Правительства Москвы от 29
мая 2007 г. N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства
и основных  направлениях подземной урбанизации города Москвы" раз-
работаны:
     - методика районирования территорий города по условиям освое-
ния подземного пространства в зависимости от различных природных и
техногенных факторов;
     - методика расчета нормативной стоимости  строительства  раз-
личных  типов  подземных  сооружений в условиях влияния негативных
природных и техногенных процессов и явлений;
     - схема  районирования территорий города по условиям реализа-
ции инвестиционных проектов освоения подземного пространства в за-
висимости от различных природных и техногенных факторов.
     Детализация и  актуализация  указанной  схемы   районирования
должна  быть  произведена  с учетом функционально-территориального
размещения подземных объектов в городе Москве. Ниже приводится со-
ответствие  вида  подземного объекта,  способа его строительства и
функционального назначения различным типам территории города.
     Предлагаются следующие  функционально-территориальные направ-
ления комплексного градостроительного освоения  подземного  прост-
ранства:
     1.3.2.1. Многофункциональные комплексы в составе  общегородс-
ких центров.
     1.3.2.2. Кварталы сложившейся  застройки  (Центральный  адми-
нистративный округ):
     - строительство подземных объектов при реконструкции и  сносе
отдельных  зданий,  а  также на свободных участках и под объектами
улично-дорожной сети;
     - способы проходки:  преимущественно "закрытым" способом,  на
свободных и не озелененных участках и при сносе отдельных зданий -
открытым способом;
     - функциональное назначение:  преимущественно гаражи-стоянки,
объекты торгового назначения шаговой (пешеходной) доступности, бы-
тового обслуживания, склады, хранилища.
     1.3.2.3. Кварталы  сложившейся  застройки во всех администра-
тивных округах,  за исключением Центрального административного ок-
руга города Москвы:
     - строительство подземных объектов при реконструкции и  сносе
отдельных  зданий,  а  также на свободных участках и под объектами
улично-дорожной сети;
     - способы проходки:  преимущественно "закрытым" способом,  на
свободных и не озелененных участках,  а также при сносе  отдельных
зданий - открытым способом;
     - функциональное назначение:  преимущественно гаражи-стоянки,
объекты торгового назначения шаговой (пешеходной) доступности, бы-
тового обслуживания,  склады, хранилища, общественно-развлекатель-
ные центры, спортивные сооружения.
     1.3.2.4. Кварталы  реновации  территорий  сложившейся   жилой
застройки  во всех административных округах,  за исключением Цент-
рального административного округа города Москвы:
     - строительство подземных сооружений при реконструкции и сно-
се отдельно стоящих зданий,  а также на  свободных  участках,  под
объектами улично-дорожной сети и водоемами;
     - способы проходки:  преимущественно "закрытым"  способом, на
свободных  и не озелененных участках,  а также при сносе отдельных
зданий - открытым способом;
     - функциональное  назначение:  паркинги на месте сносимых до-
мов, технические помещения, сооружения под улично-дорожной сетью.
     1.3.2.5. Кварталы  комплексной  застройки во всех администра-
тивных округах за исключением Центрального административного окру-
га города Москвы:
     - строительство подземных сооружений при реконструкции и сно-
се  отдельно  стоящих зданий,  а также на свободных участках,  под
объектами улично-дорожной сети и водоемами,  с учётом ограничений,
установленных для территорий общего пользования;
     - способы проходки:  преимущественно "закрытым"  способом, на
свободных  и не озелененных участках,  а также при сносе отдельных
зданий - "открытым" способом;
     - функциональное назначение: гаражи-стоянки, объекты торгово-
го назначения шаговой (пешеходной) доступности,  бытового обслужи-
вания,   склады,  хранилища,  общественно-развлекательные  центры,
спортивные сооружения.
     1.3.2.6. Производственные территории во всех административных
округах за исключением Центрального административного округа горо-
да Москвы:
     - строительство подземных объектов при реконструкции и  сносе
отдельных зданий,  а также на свободных участках, подземных соору-
жений при реорганизации производственных территорий;
     - способы проходки: "закрытый" и "открытый";
     - функциональное назначение: склады, хранилища, гаражи-стоян-
ки, вспомогательные производства.
     По результатам доработки схемы районирования территорий горо-
да по условиям реализации инвестиционных проектов освоения подзем-
ного пространства в зависимости от различных природных и техноген-
ных факторов будет произведена детализация базовых перечней с раз-
бивкой по видам размещаемых объектов (с надземной частью, без над-
земной  части),  с указанием адресов по всем участкам планируемого
размещения объектов и представлением ситуационных планов.
     1.3.3. Развитие систем нормативно-правового,  инновационного,
информационного, научного, кадрового, обеспечения.
     Проблема подземного строительства в городе Москве заключается
в отсутствии нормативной правовой и нормативной технической  базы,
которая посредством технического регулирования отношений,  в соот-
ветствии с Федеральными законами от 27 декабря 2002 года N  184-ФЗ
"О техническом  регулировании"  и  от  01 мая 2007 года N 65-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "О техническом  регулирова-
нии", обеспечивала  бы безопасность подземной строительной продук-
ции, и связанных с нею процессов: градостроительного и техническо-
го проектирования (включая изыскания),  производства, строительст-
ва,  монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа-
ции и утилизации.
     Помимо правовых,  проблемы освоения подземного пространства в
городе Москве включают в себя инновационные,  кадровые и методоло-
гические проблемы градостроительного и технологического проектиро-
вания  подземного  пространства  и подземных объектов капитального
строительства,  технико-технологического нормирования с учетом ми-
рового уровня развития техники и технологии,  и безопасной органи-
зации строительства и эксплуатации подземных сооружений, их эколо-
гической допустимости,  целесообразности и безопасности.  Важность
этих проблем определяется комплексным характером их взаимосвязей и
взаимозависимостью,  а  также  большой  экологической и социальной
значимостью последствий строительства подземных сооружений.
     Проблемы освоения  подземного  пространства  в  городе Москве
состоят также в том,  что подземное строительство ведется в посто-
янно изменяющихся нормативных правовых,  градостроительных,  науч-
но-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических, и со-
циально-экономических условиях. Кроме того, комплексное градостро-
ительное освоение  подземного  пространства  осложнено  следующими
факторами:
     - экологическими;
     - аварийными ситуациями при производстве подземных работ;
     - повышенными требованиями к безопасности выполнения работ на
стадии возведения сооружения и его надежности на стадии эксплуата-
ции;
     - возрастающей интенсивностью использования подземного прост-
ранства городов;
     - необходимостью сохранения различных систем жизнеобеспечения
города.
     Инновационные проблемы  освоения подземного пространства кро-
ются в недрах слабой защищенности  интеллектуальной  собственности
на результаты разработки новых технических решений конструктивного
и технологического исполнения подземных объектов,  а также  в  от-
сутствии  эффективного трансфера знаний и технологий из других от-
раслей в отрасль подземного строительства.